RSS

Майкл Муркок, «Метатемпоральный детектив» (Рассказы о Сеттоне Бегге)

27 Июн

«London Flesh»

Очень нетипичный для Муркока эксперимент в жанре «викторианской фэнтези». Эдакий своеобразный псевдо-паро-панк (можно сказать и «недо-паро-панк»; в данном случае это не недостаток. Это просто такой стиль). С одной стороны — газовые фонари, женщины, стесняющиеся в приличном обществе обнажать головы, (да и само ностальгическое упоение ландшафтами лондонских трущоб, честно говоря, больше ассоциируется с XVIII — XIX вв., чем с современностью). С другой — разбойники (благородные и не очень) в этом мире грабят не дилижансы, а трамваи. Ну и, если я верно понял мысль автора, что-то типа авиации на заднем плане тоже маячит.
Короче, странный мир. Но «метатемпоральному сыщику», сэру Сеттону Беггу, и здесь комфортно. В антураж, знакомый нам хотя бы по популярной сейчас «Улице Потрошителя», он вписался не хуже, чем в эпоху борьбы с фашизмом или во времена Маргарет Тэтчер. Нет нужды говорить, что сэр Сеттон = еще один муркоковский Вечный Ггерой, поборник закона (а может быть, и Закона с большой буквы), борец со злом, которое в данном случае принимает облик некоего демонического альбиноса.
Читается с удовольствием, несмотря, что сюжет довольно простенький. (Жаль, что не все рассказы в сборнике — на таком уровне!) Кстати, надо отдать Муркоку должное — он не забыл, с чего начинался рассказ, и тема таинственной снеди, обладающей волшебными свойствами, в финале таки раскрыта.
Еще в плюс (как я уже сказал) — то, с каким наслаждением Майкл смакует все эти бесконечные описания города: пабы, церквушки, бывшие поселения местной элиты, покинутые за ненадобностью… Да, он очень любит свой Лондон. А вы не знали?..

4 из 5

Crimson Eyes

Мрачный, дряхлый рождественский Лондон. Череда убийств (жертвами становятся видные политики, включая и самого премьер-министра). Старуха Мэгги Рэтчетт, везущая через весь город к известному сыщику очень, о-очень странный груз…
Обычно (как я уже писал в отзывах на эти рассказы) Муркок дразнит читателя, изображая «следствие без причины» (причем следствие во всех смыслах — это ведь детективная история!) Традиционный прием Майкла: много-много текста, и — никакого контекста. Но не в этот раз. Новелла получилась довольно бесхитростная и незамысловатая; собственно, с нее и надо начинать знакомство с циклом о сэре Сеттоне. Иначе мало что будет понятно. А тут — как на ладони: и сам герой-расследователь (Воитель?!) и его вечный враг. (Впрочем, какой уж там «враг»; это ведь не бессмертный пират Горацио Квелч — и не фрик Поль Минкт).
Мистический древний Меч, его связь с полузабытым дворянским семейством из Вальденштейна — любителям «Саги об Элрике» будет приятно окунуться в знакомый мир. Особенно тем из них, кто еще и к фон Бекам «неровно дышит». А уж про поклонников Энтони Скина и говорить нечего *только, боюсь, в англоязычной среде их все-таки больше, чем у нас*
А кроме Меча, есть и другие артефакты… Но тс-с-с! Пусть это будет «нечаянной радостью» для тех, кто еще не читал ;))

4, 2 из 5

001

«The Affair of the Seven Virgins»

Вновь Муркок издевается над читателем, нахально подавая ему под «мэйнстримно-детективным» соусом сильный и стильный, но вместе с тем — разнузданный триллер. (Я бы даже сказал, «блохбастер», если такое слово можно применить не к фильму, а к к книге!) И вновь семья фон Бек, «исполняя работу Дьявола», вмешивается в дела обычных людей. Святой Грааль + Черный Меч + пушка, заряженная серебряными снарядами. Против такой амуниции никакая фашистская клика не устоит… Ну что еще надо для хорошей приключенческой новеллы, позволяющей приятно скоротать вечер?
Вот только тем, кто не фанат Муркока, ЭТО читать бесполезно. Слишком многое непонятно будет. Потому и снижаю оценку… 3,5 из 5

«The Girl Who Killed Sylvia Blade»

Некоторые вещи не меняются, сколько бы лет ни проходило. Популярность «крутого» детектива, а также штампы вроде вечной борьбы Порядка с Хаосом — тому прекрасный пример. Но черт возьми, это же Муркок. Причем классический — в духе «Сада развлечений Фелипе Сагиттариуса». Он и должен быть таким: банальным, одноплановым, прямолинейным, а вместе с тем — почему-то глубоко торкающим.
«В дверь вошла она — с пистолетом в руке и со слезами в глазах. Что предназначалось мне — пуля или слезная сцена — честно говоря, не знаю. Хотя ни то, ни то меня особо не воодушевляло. (…) Она напоминала мне Алису, еще не отошедшую как следует от мерзкой пьянки с Королевой…»
«Ночь, посеребренная долгими струями дождя; тротуар — как черное дерево, мерцающее под фонарями» (а вы чего-то другого ждали?…)
И снова благородный репортер по фамилии Бекк (явно — родственник того самого, «метатемпорального детектива»!) противостоит фашистам, на сей раз, правда, не немецким. Но теперь уже никто не спасает мир — битва с мерзопакостными и тошнотворными силами Порядка представлена как типичные «разборки» наших парней с «не нашими».
Читать стоит, если вы — фанат. И если про фон Беков вам интереснее, чем про наивные, незрелые «Поиски Танелорна».

3,6 из 5

Реклама
 
Комментарии к записи Майкл Муркок, «Метатемпоральный детектив» (Рассказы о Сеттоне Бегге) отключены

Опубликовал на Июнь 27, 2015 в лИт-дыбр, муркокнутое

 

Обсуждение закрыто.

 
%d такие блоггеры, как: